Пресса

Осенью Валентину ЛАГУНОВУ стукнет 50 лет. Длинноволосый, энергичный в движениях, музыкант не производит впечатления ветерана. Про него говорят: «патриот Владимира», хотя сам Валентин считает такое определение слишком пафосным. А ведь и в самом деле — патриот. Четверть века — в ресторанном деле, которое некоторые считают зазорным для «настоящего» музыканта (мол, это — сфера обслуживания). Принципиально не переехал в столицу, хотя были реальные возможности. Был увлеченным (и очень строгим!) школьным учителем пения, не позволял «прощать двойки» по своему «несерьезному» предмету. А вот теперь — 20 июня — в областном Доме работников искусств состоится презентация компакт-диска Лагунова, первой части «творческого отчета» за долгую жизнь в музыке.

Валентин ЛАГУНОВ: «Музыка — единственная женщина, которая не кинет меня. И которую я не кину»

25 лет отработав в ресторане, ветеран
рок-н-ролла выпустил первый диск

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Валентин ЛАГУНОВ родился в 1952 году в семье военного-фронтовика в г.Борисове (Минская область). Во Владимире с 1962 года, здесь же начал заниматься в музыкальной школе по классу баяна. Увлекся современной западной музыкой в Венгрии, где одно время служил отец. Окончил музыкально-педагогическое отделение ВГПУ, с удовольствием работал в школе. Служил в Таманской дивизии -«играл» на пулемете Калашникова (договорились с друзьями «служить по-настоящему»). Работал по всей стране с местными филармониями, в Москве — на Олимпиаде-80, 25 лет — в ресторанах. Играл в одной из первых во Владимире рок-групп «Золотые купола». Недавно записал компакт-диск, материал еще на две пластинки уже сложился «в голове». Был дважды женат. Сын Лагунова, Сергей, немного занимается музыкой, но основной его профиль — компьютеры. А гитарные партии его племянника Андрея есть на звуковой дорожке диска, в песне «Муравей».

Шесть сотен песен «под салат»

— ВСЮ жизнь я играл «на заказ», я этого не стесняюсь, я УМЕЮ это делать. Антонов, «Песняры», танцы… По духу я, конечно, рок-н-ролльщик и даже в кабаке умудряюсь исполнять «Дип пепл», «Квин». Кстати, подходят люди и благодарят: «Не ожидали такого в ресторане…» А вообще — все, что угодно. У меня масса песенников, на мини-диски забиты «болванки» более шестисот песен, и этот комплект пополняется. Могу с магнитофонной кассеты «снять» мелодию песни, если клиент принес свою любимую. Обязательно спрошу, можно ли оставить себе — рано или поздно она пригодится.

Бывает, весь вечер работаешь на одну пару. Просто пришел мужчина со своей девушкой. Узнаешь, что им хотелось бы, язык не отсохнет. Благодарность — соответствующая. Это купюры, хлеб, это заработок.

Ситуации, конечно, бывали разные. Люди в ресторане при деньгах, да «под градусом»… Но есть опыт общения с такими клиентами, возраст в конце концов. Видят, что не зеленый пацан. Впрочем, в «Пескарях» купеческой гульбы не бывает, хоть я пару раз и «ловил» свою аппаратуру почти у самого пола. Ничего страшного — танцуют, случайно задели.

«Три пескаря» для музыки — место почти идеальное. Это не реклама заведению, хотя и кухня здесь хороша. Дело в том, что зал, обстановка не дают места «ресторанному угару». Даже если человек хочет себя «показать» (за три года такое бывало всего несколько раз, по большей части — заезжие москвичи). Это не звучит в нашей камерной обстановке. Вместо крика — визг, на «выступающего» публика смотрит с непониманием, он уходит сам. Дураку неинтересно! А нормальные люди больше слушают, чем едят, или танцуют. Получается почти концерт. У нас своя публика, в основном это люди зрелые, они специально приходят провести время именно так!

«Два года работал
на аппарат»

Со мной поют две отчаянно талантливые девчонки — Лиля Павлова и Марина Чигиринова (она лауреат всероссийского «Шлягера-2002»). Хотелось бы, чтобы они сделали вокал на моем следующем диске, который мог бы стать как бы «женским». Там можно спеть на стихи Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Елены Равиной. Я всерьез отношусь к текстам, и если не сочиняю их сам, то беру слова поэтов мне близких. Слуцкий, скажем, Юрий Кузнецов…

А на компакт меня сподвиг сын. Пап, говорит, давай-ка ты нормально запишись. И я решил это сделать. Не в плане «раскрутки», меня во Владимире и так знают, по крайней мере, мое поколение. Есть своя старая публика, я, может, и не знаком с этими людьми, но они меня помнят. Столько сыграно на танцах, на институтских площадках… А ведь тогда все было под прессом: только начал… даже «Yesterday», и уже нельзя — иностранщина!..

На вышедшем компакте, он называется «Рассказ» — 12 композиций (9 из них — мои). Есть посвящение памяти замечательной Татьяны Северовой, она умерла 8 мая прошлого года. Очень она любила «Беду» Высоцкого и «Свечу» Пастернака. Эти песни тоже вошли в звуковую дорожку.

Вообще же, в альбоме соседствуют самые разноплановые вещи — от баллад до тяжелого рока. Это песни, которые сделаны в 70-80 годах, мы даже записывали тогда кое-что, но аппаратура тогдашняя не давала пригодного для издания результата. Теперь те записи используются как рабочие. Вот в Москве, когда работал в группе МГУ «Музыкальный семестр», на Олимпиаде-80 я просто КУПАЛСЯ в звуке, это было главным… Потом я уехал по договору в Казахстан, и многие меня не поняли — была возможность, как участнику культурной программы Олимпийских игр получить временную прописку, комнату и «закрепиться» в столице. Но толкотня локтями, дележка, расчеты-перерасчеты… «Дружба» для «дела»… Этого не хочу. И вообще — смотрю на Москву с позиции жителя стольного града Владимира! Центр — именно у нас.

Я работаю и дома, встаю в 6-7 часов утра. Репетирую ресторанную программу, делаю что-то свое. У меня стоит хорошая аппаратура, чтобы купить ее, я занял денег у друзей и два года отрабатывал — постепенно отдавал долг. Тогда только появились мини-диски — редкость, дорого, но уж если делать что-то, то все должно быть по-настоящему.

Тираж пластинки? 60-70 штук… Ну нет у меня средств выпустить тысячу или, скажем, три тысячи. А ведь, я уверен, они бы разошлись даже без рекламы! Если бы нашелся человек, готовый рискнуть, вложить деньги в УЖЕ готовый диск. Посмотрим… Пока же, до своего пятидесятилетия 13 ноября, хочу записать еще две пластинки — ту, что с девчонками, и свой сольник.

Автор — Михаил ЯЗЫНИН